Большая двадцатка (G20)
Большая двадцатка (G20) представляет собой группу министров финансов и председателей центральных банков 20 крупнейших экономик мира: 19 стран плюс Европейский Союз, который представлен главой государства — председателя Совета Европейского союза и главой Европейского центрального банка. Группа 20-ти глав правительств или глав государств периодически собирается на саммитах с момента их первой встречи в 2008 году. В совокупности, на Большую двадцатку (G-20) стран приходится примерно 86% мирового валового продукта, 80% мировой торговли (в том числе взаимной торговли ЕС), и две трети населения земного шара.
Формат «Большой двадцатки» или G-20 был предложен бывшим премьер-министром Канады Полом Мартином в качестве форума для сотрудничества и консультаций по вопросам, относящимся к международной финансовой системе. Группа была официально создана в сентябре 1999 года, и провела свое первое заседание в декабре 1999 года. Она изучает отзывы, а также способствует обсуждению на самом высоком уровне вопросов политики, касающихся продвижения международной финансовой стабильности, и находит решение проблемам, выходящим за рамки сферы компетенции какой-либо одной организации.
В связи с ростом влияния G-20 после саммита 2008 года в Вашингтоне, ее лидеры объявили 25 сентября 2009 года, что группа заменит G8 в качестве основного экономического совета богатых стран. С момента своего создания, членство государств в G-20 подвергалось критике со стороны многочисленных интеллектуалов, и встречи «Большой двадцатки» на высшем уровне были в центре внимания крупных протестов антиглобалистов, националистов и других радикальных организаций.
Главы G-20 стран встречались каждые полгода на высшем уровне в период между 2008 и 2011 годами. Начиная с Каннского саммите в ноябре 2011 года, все саммиты G-20 проводятся ежегодно. В 2013 году Россия является председателем «Большой двадцатки», и восьмой саммита G-20 состоялся в России в сентябре 2013 года. Следующий саммит состоится в Австралии в Брисбене в 2014 году, под председательством Тони Эбботта, премьер-министра Австралии.
В настоящее время существует 20 членов группы. К ним относятся, на саммитах лидеров, лидеры 19 стран и Европейского Союза, а на заседаниях на уровне министров, министры финансов и управляющие центральных банков 19 стран и Европейского союза. Кроме того, Испания участвует в каждой встрече в качестве постоянного гостя.
История «Большой двадцатки» (G-20)
Создание «Большой двадцатки» или G-20, которая заменила G33 (которая заменила G22), прогнозировалось еще на саммите в G7 в Кельне в июне 1999 года, однако она официально была учреждена только на заседании министров финансов G7 26 сентября 1999 года. Первое заседание состоялось 15-16 декабря 1999 года в Берлине. Испания и Нидерланды были включены в G-20 в 2008 году, благодаря французскому приглашению в «Большую двадцатку», на саммите лидеров по вопросам финансовых рынков и мировой экономики.
Темой заседания G-20 в 2006 году стало «создания и поддержания процветания». Обсуждаемые вопросы включали внутренние реформы для достижения «устойчивого роста», рынки глобальной энергии и ресурсов, реформу Всемирного банка и МВФ, а также воздействие демографических изменений в результате старения населения. Тревор А. Мануэль, южноафриканский Министр финансов, был председателем «Большой двадцатки», когда ЮАР принимала саммит в 2007 году. Гвидо Мантега, министр Бразилии финансов, был председателем «Большой двадцатки» в 2008 году; Бразилия предложила диалог о конкуренции на финансовых рынках, чистой энергии, экономическом развитии и фискальных элементы роста и развития. В заявлении по итогам заседания министров финансов G7 от 11 октября 2008 года президент США Джордж Буш заявил, что следующее заседание G-20 будет иметь важное значение в поиске решений растущего экономического кризиса 2008 года. Инициатива президента Франции Николя Саркози и премьер-министра Великобритании Гордона Брауна привела к специальному заседанию G-20 — саммиту лидеров G-20 по финансовым рынкам и мировой экономике 15 ноября 2008 года.
Несмотря на отсутствие каких-либо формальных возможностей создания принудительных правил, членство в G-20 дает государству возможность вносить существенный вклад на мировую политику. Однако остаются споры о легитимности G-20, и критика этой организации и эффективности ее заявлений.
Характеристика стран G20 (по состоянию на 2014 год)
Страны | Население, млн. человек | Размер реального ВВП, млрд. долларов США | Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США | Инфля- ция, % | Уровень безрабо- тицы, % | Торговый баланс, млрд. долларов США |
Австралия | 22.5 | 1483.0 | 65.9 | 2.5 | 6.1 | 0.3 |
Аргентина | 43.0 | 536.2 | 12.5 | 37.6 | 7.3 | 2.1 |
Бразилия | 202.7 | 2244.0 | 11.1 | 6.3 | 4.8 | -4.1 |
Велико- британия | 63.7 | 2848.0 | 44.7 | 1.5 | 6.2 | -199.6 |
Германия | 81.0 | 3820.0 | 47.2 | 0.8 | 5.0 | 304.0 |
Индия | 1236.3 | 2048.0 | 1.7 | 6.7 | 7.3 | -143.2 |
Индонезия | 253.6 | 856.1 | 3.4 | 6.4 | 5.9 | -2.2 |
Италия | 61.7 | 2129.0 | 34.5 | 0.2 | 12.7 | 65.3 |
Канада | 34.8 | 1794.0 | 51.6 | 1.9 | 6.9 | 4.6 |
Китай | 1355.7 | 10360.0 | 7.6 | 2.0 | 4.1 | 436.0 |
Мексика | 120.3 | 1296.0 | 10.8 | 4.0 | 4.8 | -2.1 |
Россия | 142.5 | 2057.0 | 14.4 | 7.8 | 5.2 | 189.8 |
Саудовская Аравия | 27.3 | 777.9 | 28.5 | 2.7 | 11.6 | 183.8 |
США | 318.9 | 17420.0 | 54.6 | 1.6 | 6.2 | -741.0 |
Турция | 81.6 | 813.3 | 10.0 | 8.9 | 10.0 | -63.6 |
Франция | 66.3 | 2902.0 | 43.8 | 0.6 | 9.9 | -46.6 |
ЮАР | 48.4 | 341.2 | 7.0 | 6.1 | 25.1 | -6.4 |
Южная Корея | 49.0 | 1449.0 | 29.6 | 1.3 | 3.5 | 92.7 |
Япония | 127.1 | 4770.0 | 37.5 | 2.7 | 3.6 | -99.1 |
— CIA World Factbook
Организация работы и структура «Большой двадцатки» (G-20)
G-20 саммит был создан как ответ на финансовый кризис 2007-2010 годов и на растущие признание того, что ключевые развивающиеся страны не были должным образом включены в ядро глобальной экономической дискуссии и управления.
Саммиты глав государств или правительств G-20 проводились в дополнение к заседаниям министров финансов и управляющих центральными банками стран G-20, которые продолжали встречаться при подготовке к саммиту лидеров и выполнять их решения. После дебютного саммите в Вашингтоне, округ Колумбия, в 2008 году лидеры G-20 встречались два раза в год: в Лондоне и Питтсбурге в 2009 году, Торонто и Сеуле в 2010 году.
С 2011 года, когда саммит G-20 проходил под председательством Франции, саммиты проводились только один раз в год. Россия председательствовала и проводила саммит «Большой двадцатки» в 2013 году; следующий саммит будет проходить в Австралии в 2014 году, а Турция будет хозяином саммита в 2015 году.
Чтобы решить, какая страна будет председательствовать в G-20 в данном году, каждое из 19 независимых государств отнесено к одной из пяти различных групп. Каждая группа может содержать максимум четыре страны. В один год выбирается государство – председатель из одной группы, в следующий – из другой и т.д. Эта система действует с 2010 года, когда Южная Корея, которая находившаяся в группе 5, стала главой G-20. В 2013 году саммит лидеров G-20 был проведен в России, которая находится в группе 2. Австралия, хозяин саммита G-20 2014 года, находится в 1-й группе.
G-20 работает без постоянного секретариата или персонала. Страна проведения саммита меняется ежегодно среди членов и выбирается из другой региональной группы стран. Правление состоит из трех членов группы, председательствующих в прошлый год, текущий год и будущий год, и именуется «Тройка». Действующий председатель создает временный секретариат в течение всего срока своих полномочий, который координирует работу группы и организует свои заседания. Ролью «Тройки» является обеспечение преемственности в работе и управлении G-20 из года в год. В 2013 году председателем G-20 являлась Россия; председательство было передано от Мексики после саммита G-20 в июне 2012 года.
В 2010 году президент Франции Николя Саркози предложил создать постоянный секретариат G-20, подобно Организации Объединенных Наций. Сеул и Париж были предложены в качестве возможных мест для штаб-квартиры «Большой двадцатки». Китай и Бразилия поддержали создание секретариата, в то время как Италия и Япония высказались против этого предложения. Южная Корея предложила «кибер секретариат» в качестве альтернативы.
